Минюстом России разработан проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи
Во исполнение положений государственной программы Российской Федерации «Юстиция» Минюстом России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
Основной целью Концепции является обеспечение гарантий, установленных статьей 48 Конституции Российской Федерации, на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, в случаях, предусмотренных законом.
В целях подготовки проекта Концепции, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации Минюстом России создана межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители заинтересованных органов государственной власти, научного и адвокатского сообществ, а также представители корпоративных юристов и представители юридического бизнеса. Учитывая, что положения Концепции носят межотраслевой характер и направлены на совершенствование института оказания квалифицированной юридической помощи, Минюстом России предложено утвердить Концепцию распоряжением Правительства Российской Федерации.
В течение 2015 года состоялось пять заседаний указанной межведомственной рабочей группы, в ходе которых были рассмотрены основные вопросы и выработаны согласованные позиции.
Подготовленный проект Концепции направлен на упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры, развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников, создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации адвокатов, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии, развитие механизмов оказания адвокатами бесплатной юридической помощи. Концепция предусматривает совершенствование института адвокатуры в соответствии с современными условиями.
Реформирование рынка квалифицированной юридической помощи не распространяется на сотрудников, имеющих специальные звания, военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих профессиональную юридическую деятельность в органах государственной власти, на работников органов местного самоуправления, работников государственных юридических бюро, нотариусов, патентных поверенных.
Реформа квалифицированной юридической помощи не затрагивает юрисконсультов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических служб предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц), группы компаний, холдингов.
Положения Концепции не распространяются на оказание юридической помощи субъектам предпринимательской деятельности общественными помощниками, на уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также лиц, которые на основании трудового или гражданско-правового договора обеспечивают деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Поскольку общее содержание преобразований сводится к объединению всех лиц, оказывающих на профессиональной основе юридические услуги третьим лицам, на базе существующей адвокатуры потребуется соответствующее изменение нормативного регулирования данного института. Помимо изменений Закона об адвокатуре предполагается отдельные нормативные правовые акты дополнить положениями о понятии квалифицированной юридической помощи и условиях ее оказания.
Подготовленным проектом Концепции предусматривается осуществление серии изменений, направленных на постепенное сближение и объединение различных групп субъектов, оказывающих юридические услуги, в единую профессиональную корпорацию. В настоящее время адвокатура представляется наиболее оптимальным институтом для такого объединения.
Основным условием предполагаемого объединения субъектов оказания юридической помощи в первую очередь является принцип добровольности.
Вопрос об установлении исключительного права адвокатуры на судебное представительство предлагается рассмотреть только при подготовке изменений и дополнений в процессуальное законодательство Российской Федерации. Работу над соответствующими актами предлагается начать после утверждения Концепции и завершить до конца 2017 года и согласовать с заинтересованными органами государственной власти и организациями, а также в рамках общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы разрабатываемых нормативных правовых актов в данной сфере.
Кроме того, среди основных положений реформирования обозначены сохранение непредпринимательского характера деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, наличие условий для профессиональной специализации юристов, а также условий для качественного повышения эффективности государственного и общественного контроля за деятельностью адвокатов (при условии сохранения принципа независимости адвокатуры).
Со стороны государства в части оказания юридической помощи субъектами контроль предлагается сконцентрировать на том, что все юрисконсульты должны будут отвечать установленным требованиям и стандартам. Концепцией предлагается функции по контролю за лицами, оказывающими юридические услуги, передать адвокатуре.
Подготовленный проект Концепции в установленном порядке согласован заинтересованными органами государственной власти и внесен в Правительство Российской Федерации.